Совладелец TEZ Tour: Россия идет к закрытию выезда из страны семимильными шагами

Совладелец TEZ Tour Александр Буртин сказал в интервью РБК. что после запрета на продажу туров в Египет и Турцию его холдинг потерял больше половины бизнеса. Кроме того, он рассказал, на сколько подорожали путевки, куда теперь летают россияне и как кризис сказался на работе специалистов туриндустрии.

Как «схлопнулся» рынок

По словам Буртина, после закрытия Египта и Турции рынок «схлопнулся» больше, чем вдвое, выездной поток сократился на 35-40%. Финансовые потери холдинга совладелец TEZ Tour не озвучил, но отметил, что цифра значительная. «Могу сказать, что падение выручки по итогам 2015 года составит 30-35%. По прибыли, думаю, будет легкий минус, небольшой», — спрогнозировал он.

Отдельно он отметил роль Ростуризма в сложившейся ситуации: «В принципе, надо отдать им должное, они ведут достаточно понятную политику по отражению интересов госорганов. Ростуризм не влияет на принятие решений, а выступает скорее как проводник информации».

Буртин затруднился предположить, когда возобновятся продажи туров по запрещенным направлениям. Альтернативные пути (например, через Белоруссию) компания предлагать не может.

Совладелец TEZ Tour прокомментировал и ситуацию с «замороженными» турами — туристы их уже оплатили, но улететь так и не смогли. Туроператор предложил им подождать год, но в любой момент в течение этого года можно выбрать любую другую страну из предлагаемой холдингом линейки. «Мы все-таки рассматриваем деньги, которые были уплачены за неосуществленные туры, не как потерянные, а как замороженные. Нам удалось договориться с партнерами — перевозчиками и отелями, что они запишут эти деньги в счет будущих поездок, — рассказывает совладелец TEZ Tour. — Кто-то из клиентов перебросил оплату на другие направления, хотя остались и те, кто ждет отложенных поездок». По его словам, 80% туристов, купивших туры в Египет, воспользовались другими предложениями, а 20% ждут открытия этой страны.

Как отмечает Буртин, сейчас самые популярные направления одновременно являются и самыми бюджетными. «Греция, наверное, одна из самых популярных стран, Таиланд и Италия — в какой-то степени, — перечисляет бизнесмен. — Испания — да, но она достаточно сильно просела в прошлом году. Болгария и Кипр. Все остальное продается уже в гораздо меньших объемах».

О переменах в работе компании

TEZ Tour — крупный туроператор. По оценке Буртина, он находится в первой пятерке — наряду с «Пегас Туристик». Coral Travel и «Библио-Глобусом «. У компании есть порядка 300 франчайзинговых агентств — тех, которые работают под вывеской TEZ Tour. Кроме них существуют тысячи туристических компаний, которые работают под собственными вывесками, но продают продукт TEZ Tour. В штате компании более двухсот сотрудников. Возникший на туристическом рынке кризис не сильно повлиял на их условия работы.

«Идет естественная оптимизация бизнес-процессов. Например, если кто-то из персонала увольняется, мы не берем на их место новых людей», — объясняет Буртин.

«Задача по маржинальности у нас — 2% с оборота. Получив деньги, стараемся их сразу же конвертировать в валюту и переводить дальше, — отвечает бизнесмен на вопрос о доходах компании. — Держать их в руках рискованно, потому что можно потерять — на курсовой разнице. Кроме того, услуги раннего бронирования подразумевают некие платежи, которые производятся заранее. Так что деньги у нас не лежат».

В отношениях с отельерами компания «живет сегодняшним днем». «У нас планирование теперь не идет на несколько лет вперед, — рассказывает Буртин. — Никто не понимает, каким будет рубль, куда дернется экономика, вообще говоря, куда можно будет летать, а куда нельзя. В связи с этим, конечно, механизм по оценке и по принятию решений немножко утерян».

Что ждет туристический рынок?

Бизнесмен отметил, что сейчас у туристического рынка есть несколько вариантов развития событий. Среди них — «пессимистичный» (когда нет Турции и Египта и выездного потока в целом) и «оптимистичный» (страны открыты): «Самый пессимистичный сценарий — это падение рынка в десять раз. Выезд из страны можно закрыть в два счета, что происходило уже в России. Это не такая большая проблема, как кажется на первый взгляд. В принципе, к этому мы идем семимильными шагами».

Сейчас компания пытается наладить продажу на курорты Краснодарского края и по другим направлениям. Ситуацию осложняет тот факт, что сезон на нашем побережье короткий, а для окупаемости требуется круглогодичная загрузка — тогда это начинает быть экономически интересным.

Кроме того, компания пытается продавать экскурсионные туры по российским городам — например, в Санкт-Петербург. Хотя, говорит Буртин, маржинальность будет всего около 1%.